В коммунальном учреждении «Измаильский архив» хранятся документы послевоенного периода - времени восстановления народного хозяйства. Но среди них найдены страницы, интересные с человеческой точки зрения.
Вот одно из таких дел.
Четыре жительницы Московской области в августе 1949 года обратились к уполномоченному по делам Православной церкви по Измаильской области В,Ермакову с просьбой разрешить им стать послушницами Борисовского женского монастыря в Татарбунарском районе.
Кто эти женщины?
Любовь НиколаевнаСеливанова, 30 лет, мастер.
РозаХаликовнаХантаева, 21 год, художник.
ВалерияЗороастровнаМакеева, 21 год, учащаяся.
ПараскеваИвановнаИвле-ва, 21 год, бухгалтер.
Они работали в парково-садовом хозяйстве поселка Лосиноостровное.
Летом 1949 года В. Макееву направили вначале в Борисовку, чтобы встретиться с игуменьей монастыря. А если получится, то и с самими Епископом Измаильским и Белградским Владыкой Анатолием. Их посланница побывала и в Борисовке, ей удалось заехать и в Измаил.
Даже органы КГБ, задержав ее, отпустили под честное слово. А вот побывать на приеме у Уполномоченного В.Т.Ермакова не удалось: он уехал в Бородино.
Валерия отправилась за ним вслед, после долгих мытарств добралась до Бородино, но Ермакова не застала: он возвратился в Измаил.
Во время своей поездки она побывала и в Александровской женской обители. Но по ее мнению, там служат «не по-русски». Кстати, в послевоенное время в Александровском женском монастыре было много послушниц и монахинь из молдавской ССР.
По возвращении из Бородино Валерия ехать в Измаил не рискнула: пород-то - режимный, и ей за посещение города без специальных документов грозила тюрьма!
Вернулась в Москву и там обратилась в Комитет по делам Русской православной церкви при Совете Министров МССР. Там ответили, что законных оснований для отказа нет. Поэтому обратились с личным письиом к чиновнику В.Т.Ермакову. Я обратил внимание на человеческий аспект письма. Во-первых, просят разрешения на поступление вмонастырь именно Борисовский. Почему? Потому что в Александровском, по их мнению, служат не по-русски. Во-вторых, интересен и мотив и доводы.
Для читателя текст оригинала сохранен:
«Все же постарайтесь понять нас по-человечески. Мы все четверо имели разные человеческие пути. Мы горим одной идеей. Пусть вы имеете другие убеждения, пусть и не веруете, но вы ведь - человек..».
Далее пишут, что могут принести пользу государству. Добиться (как в Киевских монастырях), чтобы в государственных артелях шить облачения. Более того, как специалисты парково-садового хозяйства, из Борисовки сделать не богадельню, а трудовую - приносящую прибыль обитель. И превратить Борисовский монастырь в сад.
К сожалению, ответа на это обращение в Измаильском архиве не сохранилось. Но даже это обращение - яркий документ о том времени.
ЮрийЛИТЮЧЕНКО, методистРОКиТ
Предлагаем вниманию читателей страничку из богатой истории кино в Придунавье. Как в детстве мы были заворожены и даже испуганы, когда на белой стене появились здания, люди, машины и живность. А если фильм о героях Гражданской и Великой Отечественной, то мальчишки не щадили свои штаны,— лезли через забор или на деревья. Это было... и осталось в памяти.
А когда же в села нашего Измаильского района действительно пришло советское кино?
Архивные документы говорят о сентябре 1944 года. С июля 1945 года началась демобилизация воинов Красной Армии. На пунктах встречи победителей демонстрировали кинофильмы. Стационарных кинотеатров в районе не было. Привозили кинопроектор, звуковую аппаратуру, электростанцию и набор кинофильмов. Интересно и то, что киномеханики из воинских частей показывали кино и гражданским. Об этом помнят в Броске, Матроске, Кислице, Сафьянах.
Городские кинотеатры «Суворов» и «Победа» обеспечивали и специалистами, и аппаратурой. Так, в 1948 году передовиком по Суворовскому району стал Александр Митирич —только в марте он провел 19 киносеансов в селах Новая Некрасовка, Ларжанка, Броска, Сафьяны. Специалистов для южных областей готовила Одесская школа киномехаников. Среди них были и измаильчане. Назовем некоторых — Н.Я. Миндов (с 1950 по 1976 был директором Измаильской районной киносети), А.Я. Дели, Ф.А. Янковский, В.Е. Кузьмин, И.П. Пинтийский, И.И. Гончар, братья Василий и Амос Шевченко, Чудин, Коцофляк.
От села к селу аппаратуру перевозили на телегах. Председатель сельсовета обязан был предоставить киномеханику повозку с лошадьми, обеспечить жилье и питание. А киномеханик — качественный показ фильмов. В течение 1944-49 гг. киносеть в Измаильской области была расширена: действовали 25 кинотеатров и 35 кинопередвижек. А с начала 1950-х начали устанавливать стационарную аппаратуру в залах клубов и летних кинотеатрах.
Местное население, особенно старшее поколение, постепенно привыкало к киносеансам. Что же они смотрели? Во-первых, документальные фильмы о Великой Отечественной войне — «Фронтовые хроники», «Битва за Правобережную Украину». К слову сказать, после войны в нашем крае сняли фильм из цикла «Наша Родина» под названием «В устье Дуная». Это был один из первых цветных фильмов Киевской киностудии документальных фильмов. Правда, у нас показывали его черно-белую копию. Художественные фильмы о нашей Родине, Октябрьской революции 1917 года, Гражданской войне были обязательными. Среди множества фильмов выделим произведения украинских киностудий. Это — «Тарас Бульба», «Щорс», «Богдан Хмельницкий». Среди довоенных фильмов вспомним «Истребители», «Трактористы»- и фильм для детей «Таинственный остров». В годы Великой Отечественной созданы «Партизаны в степях Украины», «Непокоренные», «Радуга». После войны вышел на экраны фильм «Молодая гвардия». Кинооперы «Наталка Полтавка», «Запорожец за Дунаем», радуют любителей кино и музыки даже сегодня.
Таковы были первые украинские фильмы, показанные в Советском Придунавье в 1940-х годах. А история кино и в послевоенные годы также интересна и богата.
В. ЕЛЬКИН, инспектор РОКиТ по кинофикации, Ю. ЛИТЮЧЕНКО, инспектор РОКиТ