Оксана Картельян принадлежит к тем поэтам, чьи стихи зарождаются из сплава чувственного восприятия мира и житейской мудрости, который каким-то непостижимым образом воплощается в глубинной философии бытия. Уже первым своим сборником «Обнаженная душа» она вошла в литературный мир нашего края, как входят в него только очень талантливые, и в таланте своем самодостаточные, люди, сумевшие сформировать и взлелеять в себе Личности, — со своими особыми мировоззрением и взглядами, своим особым постижением любви, верности и одиночества...
Ни жалеть, ни желать не хочется,
Затворю поплотнее дверь.
В мягком коконе одиночества
Отдохну от былых потерь.
От обид заслонюсь молчанием
И улыбкой — от фраз пустых,
Буду тешиться ожиданием,
Строить в будущее мосты.
Сколько можно от боли корчиться,
Сколько может душа скорбеть?..
Лучше холить свое одиночество,
Чем от прошлого сатанеть.
В своих произведениях Оксана никогда не упивается претенциозным самокопанием, душевными надрывами и призрачной исключительностью. Да, она умеет познавать себя, свои чувства, свое естество; она умеет говорить... с собой, но говорить так, чтобы быть понятой своим читателем, чтобы он воспринял ее стихи, не как завуалированною под поток сознания заумь, которой так безбожно грешат многие начинающие литераторы, а как постижение житейских реалий, как исповедь человека, немало в этой жизни познавшего и осмыслившего.
Когда читаешь стихи Оксаны, неминуемо ловишь себя на том, что простота и ясность ее слога исходят не от неумения передавать свои мысли посредством усложненных поэтических образов и метафорического мироотражения, а от того, что она очень тонко и, я бы сказал, ответственно чувствует своего читателя, по-философски глубинно подавая то, о чем стремится ему поведать. При этом во многих произведениях четко просматривается отличительная черта ее поэтического мышления — умение воссоздать ироническое восприятие самых сложных житейских ситуаций. И именно эта самоирония помогает ей выжить и в реальном, и в виртуально-литературном мирах. Совершенно очевидно, что у Оксаны Картельян прирожденное чувство Слова, поэтического размера и ритма. Мне приходилось знать множество людей, которые создали сотни стихов, издали по восемь-десять сборников, но все равно произведения их нуждаются в очень тщательном редактировании, поскольку печать мастера и мастерства на них так и не легла. Так что в этом смысле Оксана представляет собой тот счастливый случай, когда книжное познание теории стиха у нее, «технаря» по образованию, ложится на благодатный грунт прирожденного литературного мастерства. А это всегда «от Бога», это, как у истинного музыканта слух: или он есть, или его нет и уже никогда не будет.
И еще... Оксана Картельян — из среды тех интеллигентов, которые самим фактом своего существования сотворяют вокруг себя ауру интеллигентности, творческой и интеллектуальной возвышенности. Именно поэтому ей удается сплачивать вокруг себя литераторов, составляющих и Измаильскую районную организацию Аркадийского литературного клуба, и Измаильское литературное объединение им. М. Василюка. Она активно реализует себя в журналистике и столь же активно выставляет свои стихи на суд читателя в альманахах, коллективных сборниках и в областной периодике. Под ее литературной редакцией и с ее предисловием в 2004 году появился солидный коллективный сборник «Измаил литературный».
В творческих кругах давно укоренилось совершенно справедливое мнение о том, что самое сложное для поэта — пройти испытание вторым сборником. Исходят из того, что первую книжку поэта критики и читатель всегда воспринимают с определенной долей если не снисходительности, то уж по крайней мере понимания того, что перед ними — первые литературные опыты, проба пера; что начинающему поэту, как и журавлю-первогодку, нужно дать возможность «стать на крыло». А вот второй сборник — это уже что-то между диагнозом и приговором, из которого сразу видно: состоялся поэт или все же не состоялся. Так вот, своим вторым сборником, образно и точно названным «Философия разлуки», Оксана Картельян приходит к нам зрелой поэтессой, знающей цену поэтическому Слову и цену познания той, истинной, философии бытия, которой, собственно, и проникнуты ее талантливые стихи.
Богдан Сушинский,
академик, вице-президент Украинской Ассоциации писателей, член Национального Союза писателей Украины, президент Аркадийского литературного клуба (г. Одесса)
Шаткий мост моих побед
Над рекой утраты…
Но обид взаимных нет, -
Оба виноваты.
Стали прошлым боль и страх,
Берега и даты,
Судьбы, вёрсты, на сердцах
Старые заплаты.
Притяженье новых звёзд -
Шанс вернуть свободу…
Но сперва подправлю мост,
Чтоб не рухнуть в воду.
Это не то, чтобы сон,
но былью не назовёшь.
Это не то, что бы ОН, -
слишком, до боли, хорош.
Значит, не будет с утра
милого щебета и...
А во дворе детвора.
Гомон, как птичий...
Замри,сердце,
не стоит вот так:
Ведь аритмия - болезнь.
Только, сомнения мрак,
в душу, не надо, не лезь!
Знаю, не сможем вдвоём,
Знаю, не сбудется сон.
Можно, хотя бы споём?
А за окном птичий звон...
Я в смятеньи - сердце всмятку. Вот... Сдаю на прочность курсы.
Похудела (здрасьте-нате). Пище - нет! (Желудок в курсе).
Жду Его. Он будет скоро. Лет так может через двадцать...
Жду Его... А мне за сорок... А ему? А он в искусстве!
Там ведь возраста ни капли - только тоннами иллюзий...
Ну зачем на те же грабли? Типа, растворилась в чувстве.
Но ничуть не растворилась. Заболела. И - смертельно...
Воскресать? Скажи на милость? Без него... Нашли в капусте
Как-то лет так сорок с лишком симпатичную девчонку...
Ни в одной не пишут книжке, плыть в каком, простите, русле?
Сердце - всмятку, плачут чакры, и болит в смятенье тело.
Жду Его... А мне за сорок... А ему? А он в искусстве!
Бреду на ощупь. Всё вокруг в дыму.
Я лгу? Вокруг прозрачная прохлада?
То чад души... Не спорь со мной, не надо,
Я задыхаюсь в собственном дому.
Ну вот крыльцо. Во дворике темно -
Повсюду дым - он душит и калечит...
И, знаешь, милый, мне ничуть не легче,
Что ты не веришь мне уже давно.
Мой дым - лишь мой... Сумела начадить...
Ты ж просто равнодушен и циничен.
Не ты поджёг, не ты подбросил спичку,
Тебе и лень бы было так чудить.
Оставь же нас (мы будем тихо тлеть),
Меня с моей любовью бестолковой.
Уж лучше дым души, чем лжи оковы,
И слов пустых убийственная плеть.