Поймите нас по человечески...

В коммунальном учреждении «Измаильский архив» хранятся документы послевоенного периода - времени восстановления народного хозяйства. Но среди них найдены страницы, интересные с человеческой точки зрения.

Вот одно из таких дел.

Четыре жительницы Москов­ской области в августе 1949 года обратились к уполномоченному по делам Православной церкви по Из­маильской области В,Ермакову с просьбой разрешить им стать по­слушницами Борисовского женского монастыря в Татарбунарском райо­не.

Кто эти женщины?

Любовь НиколаевнаСелива­нова, 30 лет, мастер.

РозаХаликовнаХантаева, 21 год, художник.

ВалерияЗороастровнаМа­кеева, 21 год, учащаяся.

ПараскеваИвановнаИвле-ва, 21 год, бухгалтер.

Они работали в парково-садовом хозяйстве поселка Лосиноостровное.

Летом 1949 года В. Макееву направили вначале в Борисовку, чтобы встретиться с игуменьей мо­настыря. А если получится, то и с самими Епископом Измаильским и Белградским Владыкой Анатоли­ем. Их посланница побывала и в Борисовке, ей удалось заехать и в Измаил.

Даже органы КГБ, задержав ее, отпустили под честное слово. А вот побывать на приеме у Уполномочен­ного В.Т.Ермакова не удалось: он уехал в Бородино.

Валерия отправилась за ним вслед, после долгих мытарств до­бралась до Бородино, но Ермакова не застала: он возвратился в Изма­ил.

Во время своей поездки она по­бывала и в Александровской жен­ской обители. Но по ее мнению, там служат «не по-русски». Кстати, в послевоенное время в Алексан­дровском женском монастыре было много послушниц и монахинь из молдавской ССР.

По возвращении из Бородино Валерия ехать в Измаил не риск­нула: пород-то - режимный, и ей за посещение города без специальных документов грозила тюрьма!

Вернулась в Москву и там обра­тилась в Комитет по делам Русской православной церкви при Совете Министров МССР. Там ответили, что законных оснований для отказа нет. Поэтому обратились с личным письиом к чиновнику В.Т.Ермакову. Я обратил внимание на челове­ческий аспект письма. Во-первых, просят разрешения на поступление вмонастырь именно Борисовский. Почему? Потому что в Александров­ском, по их мнению, служат не по-русски. Во-вторых, интересен и мотив и доводы.

Для читателя текст оригинала сохранен:

«Все же постарайтесь понять нас по-человечески. Мы все четверо имели разные человеческие пути. Мы горим одной идеей. Пусть вы имеете другие убеждения, пусть и не веруете, но вы ведь - человек..».

Далее пишут, что могут прине­сти пользу государству. Добиться (как в Киевских монастырях), чтобы в государственных артелях шить об­лачения. Более того, как специали­сты парково-садового хозяйства, из Борисовки сделать не богадельню, а трудовую - приносящую прибыль обитель. И превратить Борисовский монастырь в сад.

К сожалению, ответа на это об­ращение в Измаильском архиве не сохранилось. Но даже это обращение - яркий документ о том времени.

ЮрийЛИТЮЧЕНКО, методистРОКиТ

Кино как в детстве

Предлагаем вниманию читателей страничку из богатой истории кино в Придунавье. Как в детстве мы были заворожены и даже испуганы, когда на белой стене появились здания, люди, машины и живность. А если фильм о героях Гражданской и Великой Отечественной, то мальчишки не щадили свои штаны,— лезли через забор или на деревья. Это было... и осталось в памяти.

А когда же в села нашего Измаильского района действительно пришло советское кино?

Архивные документы говорят о сентябре 1944 года. С июля 1945 года началась демобилизация воинов Красной Армии. На пунктах встречи победителей демонстрировали кинофильмы. Стационарных кинотеатров в районе не было. Привозили кинопроектор, звуковую аппаратуру, электростанцию и набор кинофильмов. Интересно и то, что киномеханики из воинских частей показывали кино и гражданским. Об этом помнят в Броске, Матроске, Кислице, Сафьянах.

Городские кинотеатры «Суворов» и «Победа» обеспечивали и специалистами, и аппаратурой. Так, в 1948 году передовиком по Суворовскому району стал Александр Митирич —только в марте он провел 19 киносеансов в селах Новая Некрасовка, Ларжанка, Броска, Сафьяны. Специалистов для южных областей готовила Одесская школа киномехаников. Среди них были и измаильчане. Назовем некоторых — Н.Я. Миндов (с 1950 по 1976 был директором Измаильской районной киносети), А.Я. Дели, Ф.А. Янковский, В.Е. Кузьмин, И.П. Пинтийский, И.И. Гончар, братья Василий и Амос Шевченко, Чудин, Коцофляк.

От села к селу аппаратуру перевозили на телегах. Председатель сельсовета обязан был предоставить киномеханику повозку с лошадьми, обеспечить жилье и питание. А киномеханик — качественный показ фильмов. В течение 1944-49 гг. киносеть в Измаильской области была расширена: действовали 25 кинотеатров и 35 кинопередвижек. А с начала 1950-х начали устанавливать стационарную аппаратуру в залах клубов и летних кинотеатрах.

Местное население, особенно старшее поколение, постепенно привыкало к киносеансам. Что же они смотрели? Во-первых, документальные фильмы о Великой Отечественной войне — «Фронтовые хроники», «Битва за Правобережную Украину». К слову сказать, после войны в нашем крае сняли фильм из цикла «Наша Родина» под названием «В устье Дуная». Это был один из первых цветных фильмов Киевской киностудии документальных фильмов. Правда, у нас показывали его черно-белую копию. Художественные фильмы о нашей Родине, Октябрьской революции 1917 года, Гражданской войне были обязательными. Среди множества фильмов выделим произведения украинских киностудий. Это — «Тарас Бульба», «Щорс», «Богдан Хмельницкий». Среди довоенных фильмов вспомним «Истребители», «Трактористы»- и фильм для детей «Таинственный остров». В годы Великой Отечественной созданы «Партизаны в степях Украины», «Непокоренные», «Радуга». После войны вышел на экраны фильм «Молодая гвардия». Кинооперы «Наталка Полтавка», «Запорожец за Дунаем», радуют любителей кино и музыки даже сегодня.

Таковы были первые украинские фильмы, показанные в Советском Придунавье в 1940-х годах. А история кино и в послевоенные годы также интересна и богата.

В. ЕЛЬКИН, инспектор РОКиТ по кинофикации, Ю. ЛИТЮЧЕНКО, инспектор РОКиТ

Кол-во просмотров: 4

Комментарии